|
Татары разводят арабов
Вернуться к списку новостей рубрики
... дети умудряются совмещать помощь по хозяйству с хорошей учебой в школе или институте. ... ... в 12 лет оставалась за старшую в семье. После школы приходили домой и играли в школу - делали уроки.
Дата: 14/03/2007
Корреспондент "МК" нашел в Подмосковье уникальное место
Если для того, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына, то фермерская чета Булатовых свое предназначение выполнила с лихвой. У них - пятеро детей: Лиля, Аля, Руслан, 10-классница Юля и 7-классник Эдик. Соседи им по-хорошему завидуют: развалилась страна, "лег" родной совхоз "Буденновец", дорога к фермерскому достатку у Булатовых тоже не была усыпана розами. Но они сделали это!
В методах воспитания детей супруги расходятся в малом. Мама Ирина Алексеевна считает, что на подрастающее поколение нужно действовать словом, но ни в коем случае не кричать. А папа Рамиль не видит большого греха, если любимому чаду иной раз дашь затрещину.
- Главное - труд, - говорит суровый, но справедливый отец. - Работы у нас непочатый край, просто нужно объяснить ребенку, что его помощь необходима, - тогда все будет о'кей.
В качестве примера Булатов-старший рассказывает историю про грядку под огурцы. Отправляясь в поле, сыну Руслану (тогда еще третьекласснику) он поручил вскопать такую грядку. То есть сделать все как положено: сверху разбросать органику, а потом присыпать землей. "Ты очень поможешь отцу", - сказал он крохе.
К ночи вернулся домой и обомлел: Руслан подготовил грядку от навозохранилища и до дверей дома - это была самая длинная в мире грядка, метров 50. Бригада мужиков не управилась бы с такой работой за день! Хотя сама грядка должна была быть метра 3-4, об этом он сыну просто забыл сказать. "В тот год мы столько огурцов на ней вырастили, что ели их три зимы!"
Пока беседуем за столом, рядом стоит старшая дочь Лиля. На мои приглашения присесть отказывается. Подливает чай (младшие собирают верхние листочки земляники и сушат их - получается прекрасная заварка), подает конфеты и пряники. Если в доме взрослые гости, дети за стол не садятся. Привычка эта пошла от мусульманских обычаев. Рамиль - татарин из Казани, и оба его сына считают себя татарами. А вот дочки пошли в маму и говорят, что они русские.
- Хотя если честно, - поясняет средняя дочь Аля, - мы по религиозному принципу не делимся. Может, и совершаем грех, но ходим и в церковь, и в мечеть. Ведь Бог един:
- И праздники отмечаем как мусульманские, так и христианские, - добавляет младший из Булатовых, 7-классник Эдуард. - Недавно была Масленица, к нам полдеревни в гости пришло, татары из Москвы приехали. А когда праздновали Курбан-байрам, первыми, кто поздравил отца, были наши, деревенские.
Такая вот единая и неделимая многонациональная семья! Большой усадебный дом с огородом, десятки гектаров пашни, конюшня, птичник - все это требует внимания. Даже удивительно, как дети умудряются совмещать помощь по хозяйству с хорошей учебой в школе или институте.
Спрашиваю хозяина: где легче воспитывать детей - на всем готовом в мегаполисе или в деревне? Он немного задумывается:
- Наверное, в деревне. Здесь жизнь начинается от земли, с рассвета. А в городе как бы с середины дня, и что-то в ней теряется. * * * Булатовы стали фермерами в конце 80-х годов. Рамиль работал главным агрономом в совхозе "Буденновец" Дмитровского района, его жена Ира - там же агрономом. "Отколоться" от хозяйства было непросто, выделять наделы им никто не собирался. В самый ответственный момент на помощь в деревню Горки приехал ныне покойный Влад Листьев вместе с Любимовым и Политковским - вся команда популярной тогда передачи "Взгляд". С тех пор много воды утекло, фермеры пробовали себя во всех ипостасях. Держали по 500-600 овец - прогорели: шерсть в области нигде не принималась, и приходилось ее закапывать в землю. Сегодня с удивлением читают про "бум в овцеводстве" - никакого бума на самом деле нет. Потом выращивали больше трех тысяч перепелов: яйца выставляли ведрами прямо вдоль обочины дороги и раздавали односельчанам бесплатно - их тоже нигде не принимали - не в землю же закапывать! В конечном итоге отказались и от этого бизнеса.
Сейчас ситуация вроде бы устаканилась: у Булатовых одна корова (для себя), бык Борька (единственный производитель на всю округу), 15 коз, 4 улья пчел и 20 орловских рысаков. Которые, собственно, и спасают хозяйство от банкротства. По нынешним временам на ишаке денег можно заработать больше, чем на выращивании картофеля. Вот пару лет назад Булатовы и принялись осваивать новое направление на селе - аграрный туризм. Благо их родная деревня Горки находится в окружении горнолыжного клуба Леонида Тягачева и 5-6 гостиниц, где всегда полно отдыхающих. Такса за час поездки верхом - 350 руб. Если умножить на 6-часовой рабочий день да на 8-10 лошадей, участвующих в работе, получается весьма стабильный доход. Которого, к сожалению, не дождешься от реализации коровьего или козьего молока.
Но как обучить лошадок к походам со всадниками? Вместе с Алей и Русланом идем в конюшню. В большой и дружной семье этот важный участок закреплен за ними. Оказывается, "укрощением" строптивых рысаков занимается хрупкая и нежная Аля - студентка, спортсменка и будущий психолог по профессии. Кстати, старшие дети выбрали специальности от села далекие. Лиля закончила юридическую академию и благополучно учится в аспирантуре. Руслан - студент университета "Дубна", мечтает стать программистом.
Аля говорит, что укрощать лошадок совсем не страшно, ведь младшие вместе с ними росли, играли и бегали. А для лошадей это много значит, родного человека они никогда не сбросят.
- У нас есть несколько дорогих арабских скакунов, - признается девушка. - Их подарил председатель Национального олимпийского комитета Леонид Тягачев, а ему - разные зарубежные делегации. В обмен мы иногда принимаем у себя группы чемпионов 60-70-х годов.
В конюшне чисто, тут за порядок отвечает Руслан. Вся тяжелая работа на его плечах - в том числе удаление навоза и раздача кормов. Вот стоит красавец Бэтмен - конь, надобно сказать, со своей историей. Его Булатовым презентовала единственная в мире женщина-тореадор Лидия Артамонова. Лет 5 назад она приехала с конем из самой Испании, чтоб продемонстрировать землякам настоящую корриду. Ей, как известно, выступление запретили. Отдала коня в хорошие, добрые руки - не везти же его в Испанию!
Аля говорит, что все свободное от занятий время она, как ее братья и сестры, проводит в хозяйстве. В прошлом году случилось невероятное: впервые за время фермерства отец и мать покинули деревню - на целых 10 дней уехали в Казань, к родителям отца. Дети сами управлялись со скотиной, и папа с мамой теперь подумывают даже о том, чтобы выехать на отдых за границу. Ни они, ни их отпрыски ни разу не были "там". * * * Бытует мнение, что взросшие на парном молоке крестьянские дети не могут адаптироваться к городским реалиям, и это часто ломает их судьбы. Чувствуют ли Булатовы-младшие комплекс перед московскими друзьями? Допустим, вилку в правой руке держат за столом в ресторане или скучают на шумных дискотеках?
Никаких комплексов! Наоборот, москвичи стараются помочь "деревенским", а уик-энды проводят не в кафе и не в боулингах, а приезжают сюда, в Горки. В процессе, так сказать, детовоспитания папа Рамиль усвоил несколько истин:
- по мере сил и возможностей ребенок должен трудиться;
- с ним (с ребенком) разговаривать нужно, как со взрослым, и ничего не скрывать.
- Недавно, - рассказывает он, - в кармане Эдика нашел пачку "Примы". Для нас это настоящее ЧП, никто ведь не курит. Сели с ним на диван, говорю: "Значит, курить начал, да еще такие дешевые сигареты!" - "Нет, - отвечает, - я их нашел!" Но я же вижу, что врет. "Ладно, предлагаю: я тебе буду давать деньги на дорогие сигареты, вместе будем сидеть и курить. Только учти, что пока мы будем курить, работать нам будет некогда". - "Я больше не буду!" - пообещал младший. И слово свое сдержал.
Считается, что крестьянские детишки сами рвутся помогать родителям, быстро взрослеют, а уже потом - и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут. Булатовы опровергают этот устоявшийся стереотип. К ним часто заходят сверстники - ухаживают за скотиной, помогают косить траву. А у себя дома: ничего не делают!
- К работе нужно приобщать с раннего возраста, - уверена старшая дочь Лиля. - Полы меня учила мыть еще бабушка - как правильно выкручивать тряпку, как протирать. В 11 лет я уже сама готовила, а в 12 лет оставалась за старшую в семье. После школы приходили домой и играли в школу - делали уроки. Потом играли во взрослых - работали по хозяйству. Руслан шел убирать навоз, мы с Алей прибирались в доме, готовили еду. Ухаживать за коровой не очень интересно. Но она живая, и если ее не подоить, буренка будет страдать. К работе можно относиться с напряжением, а можно - с интересом.
Объективности ради, по-взрослому оценивает обстановку Лиля, самым балованным в семье является младший Эдик. Но признается, что балуют его они, старшие дети. "Мы сами иногда можем выполнить его работу, чтобы он лишний час погонял мяч или шайбу". Правда, третий сезон подряд Эдик на равных с отцом и Русланом заготавливает сено, в его распоряжении свой бульдозер, сенокосилка и рулонный пресс-подборщик.
Для себя хочу выяснить: нужны или нет детям карманные деньги? Такой вопрос не обсуждается. Экономия подрастающему поколению передалась с молоком матери. Ведь в начале своего фермерства семья жила бедно, копейку считала - сколько на ГСМ, сколько на трактор, сколько на костюм кому-то из детей. Просить деньги - в мыслях не было.
Сегодня старшие сами зарабатывают: Аля обзавелась шикарным белым "Мерседесом", хотя еще студентка. А аспирантка Лиля (она занимается оформлением договоров на недвижимость) деньги вкладывает в развитие хозяйства.
Старшие из младших хоть и получают "городские" специальности, с земли не уйдут - факт!
|
|