• ПРАВИЛА ПРИЕМА

  • О ШКОЛЕ

  • ФОТОАЛЬБОМ

  • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

  • РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ
  •  

    ГЛАВНАЯ | НАШ МУЗЕЙ

    "Неформатные" столичные монументы



    Вернуться к списку новостей рубрики

    А для тех, кто устал от учебы в школе или вузе, в столице есть "памятник прогульщику"...

    Дата: 30/03/2007

    Каменные гости: неформальные и неформатные

    Открывшийся 27 марта памятник лучшим отечественным драматургам - Виктору Розову, Александру Володину и Александру Вампилову - прекрасный образец непафосной городской скульптуры. На фоне большинства забронзовевших в своей монументальности изваяний эти трое мужчин, как будто остановившихся поболтать на выходе из легендарного табаковского "подвала", кажутся удивительно живыми. На открытии скульптуры многие сожалели, что таких камерных памятников столице явно не хватает. Да, не хватает, но все-таки они есть. В Москве можно найти памятники вольно возлежащему на скамейке Пушкину, гимназисту-прогульщику и даже гастарбайтеру - просто надо знать, где искать. Сегодня мы публикуем первый обзор "неформатных" столичных монументов. Продолжение последует.

    "Дружба" - больше чем реклама

    Памятник "Ворона и Лисица" работы Марины Лесковой и Алексея Семенова стоит недалеко от метро "Дмитровская". Герои крыловской басни, трогательно обнявшись, сидят на пеньке и вместе держат сыр. Точнее, плавленый сырок "Дружба", воспроизведенный скрупулезно, вплоть до штрихкода на упаковке.

    На проект этого памятника объявили конкурс, на который откликнулись более 150 авторов со всей страны, в том числе и дети. А потом вполне авторитетное жюри (в состав которого входил и нынешний обозреватель "Известий" Андрей Бильжо) выбрало победителя. Сперва предполагалось, что памятник будет стоять на виду у всех - на пересечении улицы Руставели и Огородного проезда, но городская комиссия по монументальному искусству разрешения на установку не дала, сочтя памятник слишком рекламным. Теперь он стоит на территории завода "Карат", рядом с проходной. "Ну и пусть реклама. Зато как по-доброму сделано! Вся бы реклама была такая", - считают местные жители. И действительно, у авторов получился памятник дружбе, а вовсе не плавленому сырку с одноименным названием.

    Окаменевший от горя гастарбайтер

    Площадь у Красных Ворот славна монументом Лермонтову. Но есть в этих местах еще один памятник. В глубине сквера можно увидеть старого человека в ветхой одежде, грустно сидящего на камне. Это "сезонник" - сезонный рабочий, изваянный в 1929 году скульптором Иваном Шадром. Место выбрано не случайно: в начале 20-х здесь стояла биржа труда, которая была местом паломничества тогдашних гастарбайтеров.

    Говорят, что скульптор работал с натуры. Завсегдатаи скверика рассказывают даже историю про рабочего, который пришел в Москву на заработки с сыном, но сын умер, не выдержав тягот пути. Эту печальную судьбу и решил запечатлеть автор памятника. По другой версии, скульптор посвятил работу своему отцу, деревенскому плотнику. Мастерство скульптора вызывает уважение: даже сейчас, несмотря на всю "остроту проблемы нелегальной иммиграции", как выражаются чиновники, памятник бесприютному "сезоннику" вызывает у москвичей сочувствие.

    Рабочий без колхозницы, зато с "мобильником"

    А вот памятник, стоящий возле метро "Пролетарская", гораздо чаще рождает улыбку. В народе его называют не иначе как "рабочий с мобильником". Даже тот факт, что скульптор Андреев изваял его в далеком 1925 году, не мешает полету народной фантазии. Действительно: рабочий, словно шагнувший прямиком из фильма "Мартеновские пятилетки", держит в руке небольшой прямоугольный предмет и внимательно на него смотрит. Ни дать ни взять набирает SMS на мобильнике. И только подойдя к нему вплотную, можно увидеть, что в руке он держит заготовку, а не телефон.

    Впрочем, скульптор, пожелавший увековечить прогресс, может быть спокоен, нынешняя трактовка вполне отвечает его идее: что такое рабочий с мобильником, как не еще одна иллюстрация прогресса?

    Табурет земли русской: ни сесть, ни встать

    В канун нового тысячелетия на радость реставраторам и антикварам в Москве появился Музей мебели. Расположен он в бывшей усадьбе братьев Аршеневских на Таганской улице. Пройти мимо невозможно не только потому, что сам особняк очень красив, но и потому, что возле него высится трехметровый памятник табурету. Это, наверное, самый простой и выразительный памятник, близкий сердцу каждого. Называется он "Памятник первому табурету земли русской". А на Руси табурет (точнее, "столец") известен чуть ли не с IX века. Правда, для первого опыта сей предмет мебели выглядит на редкость надежно. По ночам табурет красиво подсвечивается, поэтому фотографироваться возле него можно круглые сутки. Посидеть на нем вряд ли получится, но если хотите почувствовать себя сказочным лилипутом в стране великанов - вам туда. Если долезете.

    И классики отдыхают

    Каждый москвич может припомнить множество памятников светилам отечественной словесности, где классики стоят или сидят. А вот недалеко от Нового Арбата есть памятник лежащему классику. Да не просто классику, а самому Александру Сергеевичу. Бронзовый поэт мечтательно возлежит на кушетке, удобно устроив на ее спинке ноги. Стоит это замечательное изваяние во дворе мастерской известного скульптора Александра Рукавишникова. Очевидно, в ожидании того момента, когда отдыхающего поэта разрешат установить где-нибудь на улицах города.

    Бомжи с авоськами на площади Борьбы

    Еще одна забавная литературная композиция стоит на площади Борьбы недалеко от Курского вокзала. Выполненные Юрием Кузнецовым персонажи знаменитого романа Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки" - один из самых спорных памятников в Москве. Его даже прозвали "скульптурная группа из двух бомжей с авоськами". Впрочем, сама поэма тоже вызывает разные отклики. Но все равно славу ее можно без преувеличения назвать народной. Вполне народным получился и монумент.

    Бронзовые герои, как и их прототипы, многое пережили. Началась их история в 1998 году на праздновании 60-летия писателя. Гипсовые макеты были установлены порознь в соответствии с текстом: на Курском вокзале в Москве и на станции Петушки. Потом наступил долгий период согласований и споров по установке такого необычного, разрозненного памятника, и только в 2000 году, уже к 10-летию со дня смерти Венедикта Ерофеева, он был установлен. В бронзовом посмертии случилось то, чего не произошло в книге: оба героя поэмы стоят рядом, в нескольких шагах, но продолжают стремиться друг к другу.

    Прогульщик тоже достоин славы

    А для тех, кто устал от учебы в школе или вузе, в столице есть "памятник прогульщику". Этот бронзовый гимназист сидит на лавочке возле Московского государственного института путей сообщения. Пришел он, судя по одежде, из тех времен, когда заведение называлось еще Императорским инженерным училищем. Конечно, устанавливая этот памятник (он тоже юбилейный - к 110-летию вуза), ректорат не имел в виду увековечивание прогульщиков, но студенты сразу приняли новенького за своего: гимназист сидит расслабившись и разглядывая прохожих, а книга и очки (точнее, пенсне) лежат на скамейке рядом. Впрочем, народное название "памятник прогульщику" не мешает студентам считать, что если прикоснуться к бронзовой книге, то на экзаменах им обязательно повезет.

    Дерево любви и не только

    Многие любят сквер у метро "Фрунзенская". Кто-то знает его как усадьбу Трубецких в Хамовниках, кто-то - как детский парк имени Мандельштама (к сожалению, в этом названии увековечен не великий поэт, а районный партфункционер). Несколько лет назад здесь открылся "Памятник любви".

    Любовь скульптор Григорий Потоцкий представил как две фигуры - юноши и девушки, стоящих спиной друг к другу. Их тела и руки превратились в ствол и ветви общего дерева. С одной стороны в ветвях видно женское лицо, с другой - мужское. Кроме них в кроне почти трехметрового дерева можно найти множество мелких деталей, и разглядывать их, обнаруживая все новые и новые, очень интересно.

    Утята - столичный ответ питерскому Чижику

    Самый милый минималистский памятник стоит в сквере у Новодевичьего монастыря. Там воплощены в бронзе герои популярной в Америке сказки Роберта Макклоски "Дайте дорогу утятам!" Оригинал "скульптуры с утятами" (ее автор - Нэнси Шен) уже 20 лет стоит в Бостонском музее искусств, а в Москве установлена авторская копия, которую заказала когда-то автору супруга президента США для подарка супруге советского президента. Утята гуляют у пруда с 1991 года. За это время бронзовых птичек несколько раз крали и снова восстанавливали. Сейчас утята закреплены арматурой, а недалеко от памятника стоит будка охраны. Детям обниматься с утятами охранники не мешают.

    Впрочем, это далеко не все забавные памятники, которыми обзавелась столица за последние несколько лет - в следующем путешествии по городу мы расскажем и о других неформатных и неформальных монументах. А фантазия московских скульпторов между тем не думает иссякать: в этом году, например, нам обещают открыть памятники Гансу Христиану Андерсену в Марьине, Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону возле британского посольства и даже обычной студенческой зачетке - в парке "Кузьминки"...

    Лев Лобарёв

    Фото ИТАР-ТАСС и "Известия"



    © 2007 - 2025 Школа №28
    Главная | НОВОСТИ | МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ | КОНТАКТЫ