|
АК нам обустроит столицу
Вернуться к списку новостей рубрики
Или мы впервые вводим ответственность для администраций школ за отказ в приеме ребенка на обучение или неправомерное исключение... ... Введем и штрафы за выгул животных на территории детсадов и школ.
Дата: 07/06/2007
Депутат Мосгордумы Александр Семенников: "Административный кодекс расставит ориентиры, что такое хорошо, а что такое плохо"
В одном американском штате запрещено обманывать девушек обещанием жениться, в другом - ловить рыбу со спины верблюда. У нас до такого еще не дошли. Но проект Административного кодекса столицы с внушительным списком штрафов на все случаи жизни вызвал живое обсуждение. Кодекс принят уже в двух чтениях и скоро станет законом, который все москвичи обязаны будут соблюдать. Как изменится наша жизнь с его появлением? Об этом рассказал в интервью "МК" председатель комиссии по законодательству Мосгордумы, член фракции "Единая Россия" Александр СЕМЕННИКОВ.
- Александр Григорьевич, почему вы решили заняться разработкой в городе такого кодекса?
- До избрания в Мосгордуму я был практикующим юристом. И у меня всегда были вопросы к московскому законодательству - оно громоздкое, несистемное и очень неудобное в применении. Как-то я спросил у одного судьи: "Вам доводится применять московские законы на практике?" "Стараюсь этого не делать. Они нередко в коллизии с федеральным законодательством содержат множество отсылочных норм к правилам, постановлениям, которых иногда и найти сложно", - ответил он. Так что человеку со стороны - даже юристу, не говоря уже об обычных людях, - разобраться во всем этом непросто. Например, административное законодательство (которое предусматривает штрафы) в Москве образуют более 20 законов - на практике ими пользоваться неудобно.
Мы решили: столичное законодательство требует систематизации, законы следует свести воедино. И тогда мы увидим, где е.сть противоречия, где еще не урегулированные проблемы, а где, напротив, существует излишнее правовое регулирование. Мы решили собрать в одной книжечке основные существующие в городе запреты, чтобы каждый мог ее купить, положить на стол и знать, что можно, а что нельзя. Чтобы был такой кодекс городского общежития. Я начал им заниматься с момента избрания в Мосгордуму в 2004 году. Будучи членом фракции "Единая Россия", я предложил эту идею коллегам, они ее поддержали - и работа началась. 24 мая 2006 года кодекс принят в первом чтении, 14 марта 2007-го - во втором.
- Тяжело шла работа над сим внушительным документом?
- Конечно, я понимал, какой большой объем работы нас ждет. Но ряда сложностей себе даже не представлял. Главная из них - кодекс затрагивает интересы разных департаментов столицы. Департамент природопользования осведомлен о правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, Департамент земельных ресурсов - в сфере землепользования и т.д. Причем кроме самих сотрудников департамента о существующих запретах в подопечной им сфере мало кто знает. И часто человек узнает о том, что что-то нарушил, уже заработав штраф. Когда система сводного документа разрабатывалась, появилась какая-то конкуренция между департаментами, амбиции - иногда здоровые, иногда не очень: Каждый департамент хочет оставить за собой как можно большую сферу влияния.
- Много поправок поступило к проекту городского АК?
- За весь срок работы над ним - более тысячи! Не считая обращений граждан. А вообще широкое обсуждение кодекса серьезно оживило интерес к московскому законодательству. Когда появился проект документа, было много критики в прессе, за что мы очень благодарны. Но надо учитывать - большинство правонарушений не вновь придуманы, они существовали и раньше. Многие смеялись: вот хотят запретить кататься на лошадях ночью. Или, подныривая, захватывать людей в воде. Или добывать песок и глину на кладбищах. Но это придумали не мы, разработчики кодекса! Эти правила существуют в городе давно, а многие о них даже не знали. Но по мере работы над кодексом многие нормы были подкорректированы или исчезли - мы учли критику.
- Вы говорите об уже существующих запретах. Но ведь в вашем документе есть и новые правонарушения:
- Собранные вместе нормы позволили нам выявить проблемы в столичном законодательстве, посему появились новые нормы - их около 25%. Например, мы ввели ответственность для должностных лиц за отказ или нарушение срока ответа на запрос граждан. Обратился человек в префектуру, а та - молчок: чиновников будут штрафовать. Пусть штраф невелик (максимум - 3 тысячи рублей), но важен сам факт. Это пятно на репутации - человек был привлечен к административной ответственности. У этой нормы были противники. Говорили, мол, чиновники отвечают в дисциплинарном порядке перед вышестоящим начальством и еще и штрафовать их - неправильно.
- Кстати, в кодексе много смехотворных по размеру штрафов. В чем причина?
- По федеральному законодательству максимальный штраф для должностных лиц не должен превышать 5 тысяч рублей, для граждан - 2,5 тысячи, а для организаций - 100 тысяч.
- Почему тогда за ряд правонарушений в области охраны природы предусмотрены более суровые штрафы?
- В федеральном законодательстве есть оговорка - за отдельные виды правонарушений, представляющих повышенную общественную опасность, к которым относятся экологические, можно вводить повышенные штрафы. И у нас есть штрафы до 300 тысяч рублей для организаций, нарушивших природоохранное законодательство Москвы. Что же касается административной ответственности должностных лиц: Сейчас депутат Платонов работает над инициативой об административной ответственности депутатов за невыполнение своих обязанностей - в федеральном законодательстве такой нормы нет.
- И за какие же грехи хотят штрафовать депутатов?
- Их обязанности определены законом о статусе депутата.
- В обязанности не входит выполнение предвыборных обещаний народу. За это не хотите ввести штрафы?
- Это невозможно. Да и неправильно. Ведь деятельность депутатов проходит в рамках коллегиального органа. Депутатов от фракции КПРФ у нас, к примеру, 4 человека. Они, конечно, могут пообещать избирателям установить в Москве власть Советов, вернуть землю крестьянам и пр., но, как ни старайся, а сделать этого не смогут - коллеги им этого просто не позволят. Это же не производство, где запланировал выкопать яму - и выкопал:
- В кодексе есть глава о правонарушениях, посягающих на права граждан и здоровье граждан. Что нового в ней?
- Например, по московскому закону инвалидам должны быть доступны объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. А пандусов в городе пока мало - мы введем за это ответственность для чиновников. Или мы впервые вводим ответственность для администраций школ за отказ в приеме ребенка на обучение или неправомерное исключение из учебного учреждения. Все дети в Москве имеют право на получение общего 11-летнего образования - такую норму мы ввели раньше федералов, а теперь о необходимости ее введения в стране заявил президент. В этой же главе много норм, касающихся граждан. Многие - новые. К примеру, о нарушении порядка организации и проведения массовых мероприятий в городе есть правила, как вести себя на стадионах, во время концертов:
- В кодексе все эти правила перечисляются?
- Нет. Есть отсылки на них.
- Ага! Не с этим ли вы боролись - хотели, чтобы документ был ясным, без отсылок?
- Упрек принимается. Но, к сожалению, все существующие в городе правила в одном документе перечислить невозможно - иначе это будет не книжечка, а многотомник.
- В Америке так и есть - там огромные законы.
- Не совсем. Там в некоторых штатах есть какие-то маразматические нормы - например, о том, какой должна быть высота каблука. Когда-то одна дама сломала ногу и выиграла у местной мэрии иск, доказав, что тротуар был "неправильным" - и там пресекли подобные иски законом о каблуках. Но мы хотим издать кодекс с комментариями к каждой статье, где будут нормативные акты, на которые есть ссылки.
- В кодексе много штрафов за нарушение общественного порядка. Среди них есть новые?
- Да. Например, за воспрепятствование действиям народного дружинника: допустим, если человек, которого дружинник захочет отвести в отделение, его пошлет. Широкий резонанс вызвала статья о приставании к гражданам в общественных местах - с целью попрошайничества, купли-продажи, гадания, мужской и женской проституции, религиозной агитации:
- Ввели бы еще штраф за расклейку объявлений:
- И введем, но только за расклейку объявлений в непредназначенных местах. Еще мы хотим ввести ответственность за допуск детей на фильмы с ограничениями по возрасту. Скоро контролеров, пускающих малолетних в кино "до 16" и пр., будут штрафовать на 1,5-2 тысячи рублей. А вот штрафы за нарушение тишины в ночное время для Москвы уже не новость. Но наши избиратели требуют от нас запретить шуметь и днем. Ко мне недавно обращался мужчина: сосед, на ночные оргии которого он жаловался, теперь в отместку включает днем магнитофон на максимум и уходит.
- Ваш кодекс может опередить принятие закона о животных - столько там штрафов на "собачью" тему.
- Да, животным посвящена глава, сформулированная по принципу "от рождения до смерти". Там и про необходимость регистрации братьев меньших, и про бережное к ним отношение - на этой теме мы собаку съели. Сегодня штрафы, к примеру, за выгул с собакой без поводка и намордника смехотворные - 15 рублей. Мало того: ни одного протокола в связи с такими правонарушениями не составлено. Мы штрафы повысим. За загрязнение собаками мест общего пользования хозяин будет платить до 1000 рублей. Введем и штрафы за выгул животных на территории детсадов и школ.
- Еще вы хотели ввести штрафы за пение "под фанеру". Почему от этой идеи отказались?
- Мне представляется, что в нашем кодексе это невозможно. Ответственность за обман потребителей - сфера регулирования федерального законодательства. Мы хотели и по курению кое-какие штрафы ввести, но это тоже не наша компетенция. Мы можем установить штрафы только за нарушение московских законов и правил. Зато мы вправе ввести штрафы за нарушение требований к размещению объектов игорного бизнеса, введенных городским законом. Причем максимальные - для юрлиц до 1000 МРОТ. Появятся и штрафы за нарушение правил эксплуатации аттракционной техники.
- А вот штрафы за правонарушения на транспорте - тут будет что-то новое?
- Хорошо бы для начала выучить старое. Кто-нибудь знает, что контролер не вправе насильно высаживать пассажира, если у того нет билета? А если "заяц" откажется платить штраф, контролер должен составить протокол и передать его мировому судье. Что до нового, то мы планируем введение штрафов для водителей за невыдачу пассажирам билета - 300-1000 МРОТ; за нарушение утвержденного маршрута или графика движения общественного транспорта. Сейчас маршруты разыгрываются на конкурсе, и если предприятие его выиграло, автобусы должны ходить вовремя!
- О каких административных правонарушениях, посягающих на интересы власти, идет речь в кодексе?
- Одна из распространенных легенд: депутаты - всемогущие люди, которые всех строят. Но нас тоже футболят! И мы хотим ввести штрафы для чиновников, не отвечающих на запросы депутатов.
- А что имеется в виду под "незаконным использованием словесных символов Москвы"?
- Многие фирмы дезориентируют граждан, используя в названиях слова "московский", "Москва" и их производные. Создается ощущение: эта структура правительственная и ей можно доверять. А там могут быть мошенники. Еще мы введем статью за незаконное использование знаков мэра и председателя Думы. Хотя и сложно представить, что кто-то наденет цепь, как у Лужкова, и пойдет гулять в ней по улице.
- А теперь самое главное. Вы уверены, что все эти нормы будут выполнять?
- Ну, во-первых, у нас такая страна. На Западе принят закон - и проблема решена. У нас же принят закон - и начались проблемы. Это не проблема нашего кодекса, а проблема нашего менталитета. Во-вторых, я все же глубоко убежден, что большинство наших граждан - законопослушные люди. И когда видят таблички "курить запрещено - штраф 500 рублей" (что, кстати, незаконно - штрафа за курение в общественных местах еще никто не установил) - это дисциплинирует. Механизм действия закона - государственное принуждение, тем он и отличается от морали. Так что городское законодательство, которое мы обсуждаем, очень важно - люди узнают о том, что нельзя. И в обществе возникнет консенсус по поводу соблюдения принятых норм. А в-третьих, многое будет зависеть от нашей активности. Я знаю директора школы, который сам обходит окрестные ларьки и говорит продавцам: "Будете продавать сигареты детям - я вам ух!" Мы лишь расставляем ориентиры, что такое хорошо, а что такое плохо. Даже если какие-то нормы покажутся несуразными - я в этом трагедии не вижу. Это придает московскому законодательству некий колорит - пусть это будут наши милые странности. В одном из кантонов Швейцарии вот запрещено спускать в унитазе воду после 11 вечера - и ничего.
|
|