Ее участники - яркие представители дизайнерских школ шести стран мира: Нидерландов, России,...
Дата: 10/09/2008
В Москве сейчас проходит Восьмая международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Одним из самых ярких событий этого конкурса стала выставка работ членов жюри биеннале. Ее участники - яркие представители дизайнерских школ шести стран мира: Нидерландов, России, Израиля, Италии, США и Швейцарии.
Конкурсные работы показываются в Центральном доме художника, а выставка членов жюри «Золотой пчелы» открылась в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. Здесь никого не смущает соседство дизайнерских проектов обувной коробки, политических плакатов, театральных афиш, настенных календарей, убранства церкви и прочее, и прочее. Главное, чтобы авторское решение было броским и остроумным. Чтобы вещами, окружающими человека в повседневной жизни, можно было не только пользоваться, но и любоваться.
Если 380 конкурсантов из 43 стран мира представляют новые работы, то мэтры показывают вещи разных лет и даже десятилетий. У каждого, что называется, свой конек. Ирма Бом из Нидерландов специализируется на книжном дизайне, создавая настоящие арт-объекты. Особенно выразительны у нее не обложки, как это обычно бывает, а многоцветные обрезы книг.
Календари израильтянина Дана Райзингера почти волшебным образом трансформируются при каждом перелистывании очередной страницы.
Говорит российский мастер Юрий Гулитов, он ведет особую игру со шрифтами: «Так сложилось - буквы мне нравятся, мне нравится кириллица. Я думаю, это, может быть, основная тема практически у каждого дизайнера, который живет в России. Я долгое время увлекался уличной типографикой, за которой наблюдал».
- Для вас обязательна трансформация шрифта, чтобы у него был какой-то авторский рисунок или вы готовы играть и с традиционными начертаниями?
- В принципе, да. Единственное, то, что я делал до сегодняшнего времени, этот шрифт называется акцидентный, то есть заголовочный. А есть еще наборные шрифты. Наборных я не делал просто еще, но я думаю, что я попробую. Когда делаешь наборный шрифт, он должен жить во всех проявлениях, там, в журналах, газетах и так далее. Это более такой акцентный шрифт, поэтому я провожу эти вот эксперименты. В этом поле легче работать, там больше возможностей, потому что наборный шрифт предназначен для чтения, для текста, а в этом шрифте есть еще более творческая задача. Я где-то трансформирую, а где-то просто слежу за превращением формы, наблюдаю за какими-нибудь народными переосмыслениями. Граффити, самодельные объявления, ну и так далее.
- Если иметь в виду не вот эту выставку, а ЦДХ с его конкурсом «Золотая пчела», появились ли новые тенденции?
- Есть, конечно. Мне понравились, например, сейчас корейцы, что-то в этом полиграфическое, чисто фактурное. Очень много иранцев, они, как всегда, удивляют. Там очень активные ребята, которые сейчас двигают свою национальную идею в области плаката.
Церемония награждения лауреатов состоится сегодня вечером в Центральном доме художника. Между прочим, многие победители в последующие годы попадали в жюри и - значит - удостаивались чести выставляться уже на отдельной выставке, такой же, что и сегодняшняя.
|