• ПРАВИЛА ПРИЕМА

  • О ШКОЛЕ

  • ФОТОАЛЬБОМ

  • ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

  • РАСПИСАНИЕ ЗВОНКОВ
  •  

    ГЛАВНАЯ | НАШ МУЗЕЙ

    Половина школьных знаний ребеноку не понадобится



    Вернуться к списку новостей рубрики

    ... либо потому, что это садистское место в школе. А потом педиатры сталкиваются с проблемами желудочно-кишечного... ... ... 3-го — второй иностранный язык, а насколько школа готова к созданию для ребенка нормальных условий для роста и...

    Дата: 10/01/2007

    А гастрит останется на всю жизнь

    В четверг заканчиваются зимние каникулы и школьники возвращаются за парты. У многих из них по этому поводу наблюдается явная депрессия. И не без оснований: жизнь современного ученика, как выясняется, не только нелегка, но и опасна для здоровья. О том, почему это происходит, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма рассказал корреспонденту "Известий" Анне Гараненко.

    Гипертония и ожирение стали детскими болезнями

    вопрос:
    Ваш центр десятилетиями наблюдает за здоровьем московских школьников. Дети стали болеть больше или меньше?

    ответ: Состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Об этом говорят и официальная статистика, и результаты наших исследований. В последнее время у детей в 3 раза выросли отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Практически каждый второй ребенок имеет повышенное или пониженное давление. Процентов 50—60 из них к 21 году становятся хроническими гипертониками. Основная причина — школьный стресс. Хочешь не хочешь, они каждый день по нескольку раз держат экзамен. Нарастает количество нервно-психических отклонений. Дети очень остро воспринимают взрослые проблемы. Психолог спрашивает: "Что тебя волнует?", а ребенок отвечает: "У мамы нет работы..." Когда переживания накапливаются, это в лучшем случае приводит к отчуждению, в худшем — к попытке как-то погасить это состояние с помощью курения и алкоголя.

    в: Тяжелые портфели сказываются на здоровье?

    о: Разумеется. Болезни опорно-двигательного аппарата — одни из самых распространенных. Причем учителя и родители нередко "просматривают" такую ситуацию: в понедельник ребенок собрал книжки, во вторник — доложил, в среду еще доложил, и к пятнице все учебники, которые у него есть, перекочевывают в портфель. И он носит все это, а кости еще не окрепли. Все чаще встречаются и мочеполовые расстройства у школьников. Спросите у своего ребенка, ходит ли он в туалет в школе. Как оказалось, это огромная проблема — дети боятся школьных туалетов. Либо из-за того, что они в ужасном состоянии, либо потому, что это садистское место в школе. А потом педиатры сталкиваются с проблемами желудочно-кишечного тракта у детей. Крайне неблагоприятная ситуация с репродуктивным здоровьем. У барышень мы регистрируем не только отклонения в становлении менструального цикла, но и гинекологические заболевания — риск бесплодия закладывается именно здесь.

    в: Вы упоминали о том, что среди школьников отмечен рост ожирения.

    о: Это так. Буквально полтора-два года назад мы говорили, что нас эта проблема не касается — доля детей, имеющих избыточную массу тела, составляла 3—5%. Но весной мы закончили очередное исследование (мы наблюдаем детей с 1-го класса по 11-й) и обнаружили, что в 4-м классе детей с избыточной массой тела уже 12%. Рост более чем в 2 раза. И это не предел: в Европе, по данным ВОЗ, их 25%.

    "Интерактивные доски и электронные учебники гарантируют невроз"

    в:
    Есть способы как-то повлиять на ситуацию?

    о: Конечно. Надо делить классы на физкультуре на мальчиков и девочек, и не в старших классах, а гораздо раньше, когда начинается физиологическое становление женщины. В идеале школе необходимо иметь несколько комплектов парт или столы, регулируемые по высоте под рост ребенка. Очень осторожно использовать компьютеры и интерактивные доски — для глаза это слишком агрессивная среда. То же относится и к электронным учебникам — нередко обычные книги механически переносят в электронный формат, не понимая, что один и тот же шрифт на бумаге и экране воспринимается совершенно по-разному. Не говоря о том, что природа восприятия информации с бумаги и с экрана совершенно разная. Вид шрифта, размер, цвет — а внизу еще бегущая строка, а рядом еще вулкан извергается... Невроз и нарушение зрения гарантированы.

    в: Школьное питание имеет значение?

    о: Огромное. В столичных школах по-прежнему работают столовые, они оборудованы, обеспечиваются продуктами — и это уже хорошо. Правда, качество этой еды часто не выдерживает критики — дети ее не съедают (я сужу и по своему внуку).

    в: Если проблема не в деньгах, то в чем?

    о: В квалификации персонала и технологиях. Ну и в человеческом факторе — среди проб школьного питания, взятых по всей России, в 10—11% отмечаются нарушения по калоражу и недовложения. По-русски это называется воровством.

    в: По этому поводу остается только сокрушаться.

    о: Не обязательно — можно поставить аппарат под названием "пароконвектомат", который так готовит пищу, что она не теряет своих свойств. В нем можно приготовить и обычную еду, и диетическую. Человеческий фактор при этом почти исключается — программа запускается, продукты закладываются, и нельзя уже ничего ни недовложить, ни отрезать, ни пережарить. Это гарантирует, что ничего не будет привнесено ни эмоционального, ни вредоносного. Но, конечно, самый главный оздоравливающий фактор — сокращение учебных нагрузок.

    "Родители должны полюбить своих детей"

    в:
    Как родители смогут понять, что нагрузки чрезмерны?

    о: В начальной школе при 6-дневной рабочей неделе нагрузка должна быть не более 25 часов — то есть один день 5 уроков, остальные — по 4. А, скажем, в 7-м классе при 6-дневной неделе допускается нагрузка в 34 часа, при 5-дневной — 31 час. Нельзя сдваивать уроки — однотипное напряжение для ребенка вредно: мы разрешаем проводить только парные уроки физкультуры зимой — когда дети ходят на лыжах. Подробную информацию можно прочитать в Санитарных правилах и нормах — о том, что должно быть в медицинском кабинете, как снять зрительное и мышечное утомление ребенка, как построить расписание — недельное и дневное. Например, надо ставить математику в понедельник? Нет — у ребенка идет фаза "врабатывания", и только ко вторнику-среде у него будет максимальный уровень работоспособности, поэтому наиболее сложные предметы надо ставить в середине недели. А физкультуру когда поставить лучше? Когда намечаются признаки утомления — в среду-четверг.

    в: Кто должен следить за выполнением этих норм?

    о: Директор школы, эта брошюра должна быть его настольной книгой. Сейчас разрабатываются стандарты общего образования второго поколения — там будет раздел "Гигиенические требования к условиям обучения". Это закон — он будет приниматься через Государственную думу. Это образовательный стандарт, на основании которого будет рассчитываться стоимость обучения. Выполняете условия стандартов — аккредитовываетесь, аттестовываетесь, получаете нормативное финансирование. Нет — извините.

    в: Родители могут добиться от школы снижения нагрузок?

    о: В их силах полюбить своих детей. Их должно интересовать не то, есть ли там кружок по фото и изостудия, читают ли риторику со 2-го класса, а с 3-го — второй иностранный язык, а насколько школа готова к созданию для ребенка нормальных условий для роста и развития. Перегрузки на пользу однозначно не идут — половина из того, что он прошел в школе, ему никогда в жизни не понадобится, а гастрит и колит у него останутся на всю жизнь. И ипохондрия, депрессия и неуверенность в себе — на всю жизнь, и гипертонические реакции никуда не исчезнут. Поэтому родители должны быть озабочены атмосферой в школе. Узнать, есть ли там спортзал, достаточно ли детям разрешают побегать, попрыгать, а еще лучше в середине дня устроить двигательный час, чтобы ребенок мог сегодня поиграть в баскетбол, завтра поплавать, послезавтра потанцевать и т.д. Выяснить, как кормят, самим попробовать. Особенно все это важно для начальной и средней школы, потому что хронизация и вал болезней приходятся именно на этот период. Родительские амбиции — будет ребенок дипломатом или литератором — можно реализовать в возрасте постарше.

    Анна Гараненко



    © 2007 - 2025 Школа №28
    Главная | НОВОСТИ | МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ | КОНТАКТЫ