В Берлине преимущество русской балетной школы было ощутимо. И главное то, что она чувствуется у многих национальных исполнителей, ...
Дата: 17/02/2008
В Берлине преимущество русской балетной школы было ощутимо. И главное то, что она чувствуется у многих национальных исполнителей, даже у корейцев, которые на нынешним конкурсе стали приятным сюрпризом.
Живая легенда мирового балета, выдающийся русский танцор и хореограф, народный артист СССР и России, «вечный Спартак» Владимир Васильев в этом году в пятый раз возглавлял независимое жюри Международного хореографического фестиваля для детей и юношества «Танцевальный Олимп», который прошел в германской столице 13-16 февраля. После завершения фестиваля он поделился с корреспондентом РИА Новости в Берлине Ольгой Семеновой своими впечатлениями от конкурсных выступлений этого года и некоторыми планами на будущее. — Итак, Владимир Викторович, Гран-При в этом году присужден не был. Не нашлось достойных исполнителей? — Прежде всего, хочу отметить, что с удовольствием наблюдаю, как из года в год общий средний уровень исполнителей возрастает. Все больше появляется хороших ансамблей и солистов, причем отнюдь не из ведущих «балетных держав». Так, в этом году был огромнейший и неожиданный наплыв интересных конкурсантов из Казахстана. Мы смотрели их конкурсные выступления — это просто поразительно, какой высокий уровень исполнительского мастерства у людей, у которых еще недавно ничего подобного не было! — Вы имеете в виду, что не было школы? — Школа-то была давно, и она явно находится под вилянием русской классической балетной школы. Однако сейчас у них в Казахстане в детском хореографическом искусстве происходит просто какой-то взрыв, причем не только в плане солистов, но и целых ансамблей. Те казахстанские ансамбли, которые мы увидели на нашем конкурсе, на мой взгляд, могут служить образцом для дальнейшего развития и совершенствования ансамблей и в России. Очень, очень высокий уровень! Что же касается Гран-При, то таких вот откровений, отдельных ярких талантов, которые сразу поражают, к сожалению, таких на нынешнем конкурсе не оказалось. Поэтому высшую награду фестиваля мы решили в этот раз не присуждать. — А в чем же причина отсутствия на конкурсе новых ярких звезд? Их просто нет или они не смогли приехать? — Думается, что это происходит как раз из-за повысившегося общего среднего уровня исполнительского мастерства. На таком ровном хорошем общем фоне очень трудно выделиться. Для этого надо быть, действительно, открытием. Когда раньше мы имели дело с огромной разницей, если не сказать пропастью, между хорошим исполнительским уровнем отдельных солистов и общим серым фоном, конечно, такие исполнители сразу бросались в глаза. Все хорошее тогда смотрелось, почти как совершенство. В новой ситуации такого не происходит, и это хорошо как импульс для еще большей работы юных танцоров над своей техникой, выразительность — в целом над собой. — То есть отсутствие в нынешнем году исполнителя, достойного Гран-При, Вас не слишком огорчило? — Нет, потому что я рад, что наш конкурс, которому исполнилось пять лет, постоянно набирает силу. Рад, что нашему «Музолимпу» и людям, которые в нем участвуют, уделяется все больше внимания. А особенно я радуюсь тому, что уже очень многие наши прежние победители и лауреаты заняли достойные места в профессиональных балетных школах разных стран. А еще очень приятно, что непрофессионалы в классическом балете подчас выглядят даже лучше профессионалов. Это тоже говорит о повышении общего интереса к развитию балета. — Еще недавно русская балетная школа считалась лучшей и ее выдающиеся представители блистали на лучших мировых сценах. Что происходит сейчас? «Наши» сдают позиции? — Ни в коем случае. Здесь, в Берлине, преимущество русской балетной школы было ощутимо. И главное то, что она чувствуется у многих национальных исполнителей, даже у корейцев, которые на нынешним конкурсе стали приятным сюрпризом. Они привезли в этом году очень много интересных исполнительниц, именно женских конкурсантов. Но появились и мужчины-танцоры, у которых чувствуется еще не раскрытый исполнительский потенциал. Однако в нынешнем году, если говорить о особенностях этого фестиваля, мне бы хотелось особо отметить не исполнителей, а педагогов, и в первую очередь педагогов из Казахстана и Кореи. И знаете, у них тоже сразу видно русская балетная школа! А ведь приехали бог знает откуда, вплоть до Страны Восходящего солнца. И все равно там чувствуется наша школа! (Педагоги из Казахстана и Кореи были отмечены золотыми наградами жюри в номинации «Классика», в этой же номинации среди хореографов был отмечен балетмейстер из Японии Такане — прим. автора) Это, пожалуй, единственная школа классического танцевального искусства, где собираются воедино, как в призме, абсолютно все детали того многочисленного танцевального оркестра, который мы называем Большим театром. Я говорю здесь не о здании, а о ТЕАТРЕ. Это — просто необъятный масштаб множества нюансов и деталей, и только в русской школе они играют все. В русской балетной школе нет ничего второстепенного, просто, как это принято в музыке, в партитуре, бывает, точно расставляются акценты. И тогда это может стать камерным составом, а иногда — большим ансамблем или отдельными солирующим инструментами… Русская школа — это потрясающее по своей многогранности и в то же время единству явление. Понимаете, о чем я говорю. И я так рад, что на нашем конкурсе в этом году все это здесь так явственно вдруг проявилось, ощутилось и почувствовалось. Да, ярких звезд не было, но было много хороших открытий. Что может быть радостнее? — И последний вопрос. Я слышала, что Вы начали писать книгу. О чем она будет? — Она будет о себе! (Громко смеется и подмигивает, как подшутивший над учительницей школьник). О себе — это значит, обо всем: о балете, о жизни, о том, что было в этой жизни для меня важным и что я в этой жизни сделал.
|